Концептуальный монолог

Текст с таким многообещающим названием может содержать в себе все что угодно. Это может быть журнальная статья о концепт-моделях техники нового тысячелетия. Это может быть критический обзор живописи художников-концептуалистов. А может это будет просто беспорядочный набор букв и символов (вот это будет действительно концептуально!). И каждый читатель, если у него хватит терпения и нервов прочитать эту лабуду, будет утверждать, что именно он понял Великую Идею автора. И что теперь автор столь концептуального творения вполне может быть счастлив – его крик души был услышан.

А может быть, в существовании такого текста кроется огромный смысл, великая сермяжная правда, как сказал бы Васисуалий Лоханкин?

Мы читаем книжки, газеты, видим слоганы на бигбордах , надписи на различных упаковках. Мы видим буквы даже в телевизоре. Иногда мы, даже не задумываясь, складываем из этих букв слова. Так, я в детстве была уверенна, что слово «мансарда» читается как «массандра», и очень удивлялась, почему такое же название дали заводу крымских вин. Уверена, что у каждого найдется хотя бы парочка таких примеров. И если даже в графической форме мы склонны видеть то, что ожидаем узреть, а не то, что есть на самом деле, то что тогда говорить о смысле? Мы воспринимаем слово не то чтобы искаженно. Мы воспринимаем зачастую абсолютно другое слово, чем то, которое автор уверенной рукой написал на бумаге.

У меня уже давно бродит в голове теория, что все мысли человеческие складываются из букв и звуков полученных извне. Ведь почему, попав в иноязычную среду, человек начинает говорить на иностранном языке? Потому что он поглощает лишь чужеродные буквы и звуки, которые уверенно поселяются в его голове и начинают активно участвовать в мыслетворческом процессе. И даже когда речь идет о мышлении на родном языке, я могу с уверенностью сказать, что оно зависит от поглощенной буквобазы. И тут все дело не в качестве, а в количестве букв. Ведь какое значение имеет качество, то есть смысловая основа слов, если глубоко в голове они все равно перемешаются на фиг и начнут выстраиваться в новые смысловые синтагмы, обретая новое значение. Тут вроде бы все понятно: читаешь буквы – они перемешиваются в голове – на выходе получаем новые мысли, слова, тексты. Но вот, что интересно, управляет ли человек этим процессом? Или же наоборот, процесс управляет человеком, вводя его в заблуждение относительно самостоятельности мышления? Это есть загадка, непостижимая для человеческого ума до тех пор, пока он не перестанет отождествлять себя с буквами и словами.

У Оруэла в романе «1984» есть упоминание о машине, сочиняющей романы и повести. На самом деле, появление такой машины в реальности дало бы огромный толчок мыслительному процессу у человечества. Даже более того, незачем изобретать целую машину. Достаточно одной программы-генератора случайных чисел. Подобно случайным числам, она будет выдавать на-гора огромное количество буквенных комбинаций, не отвлекаясь на всякую ерунду типа сюжета и персонажей. Чтение такой литературы будет весьма способствовать интеллектуальному развитию. Подумать только, прочитал на ночь две три странички буковок, а наутро у тебя в голове уже готов текст доклада или лекции. И не надо мучительно подыскивать подходящие слова и недостающие буквы. Лепота! Прочитал страничек так двести-триста – и через пару дней садишься и пишешь роман аналогичного объема. Вот тогда муки перестанут сопутствовать творчеству. И ведь один и тот же набор букв можно читать не единожды: все равно каждый раз они будут выстраиваться в голове по-новому. Красота! И, пока никто не позаимствовал мою ценную идею, пойду-ка я перечитаю алфавит туда-обратно. Чтобы завтра еще чего-нибудь написать.

Сайт создан в системе uCoz